Сиреневый сад

Древний Египет. Потустороннее бытие

История Древнего Египта: потустороннее бытие

То, что мы понимаем сегодня под смертью, для древних Египтян оказалось бы абсолютной несуразностью. Смерть для них являлась лишь переходом из одной реальности в другую, которая могла быть прекрасной и длиться бесконечно долго. Однако достигнуть такого бессмертия было непросто. О своем благополучии существовании в загробной жизни человек должен был позаботиться еще при жизни. Далеко не последнюю роль играли при этом приготовления к погребению усопшего его друзей и родственников, их внимательное отношение к своим обязанностям, а также некоторые похоронные ритуалы и загадочный обряд мумификации.



Надежды египтян на возможность жизни после смерти связывают с почитанием бога Солнца. Они считали, что солнце умирает каждый вечер и воскресает каждое утро. Судьбы фараонов они отождествляли с судьбой этого бога-светила и полагали, что, как и солнце, фараон не может исчезнуть навсегда. Со временем вера в вечную жизнь охватила все слои общества Древнего Египта, и бессмертие стало приписываться не только фараонам. Каждый Египтянин желал перейти в подземное царство после долгой жизни на земле, находясь примерно в столетнем возрасте и пребывая в добром здравии. В течение всей своей жизни человек должен был готовить себя для этого. Одним из обязательных условий являлось совершение благих поступков, так как сердце покойного взвешивалось в соответствии с моральным кодексом (Маат) и только праведный человек мог быть допущен в царство Осириса (главного бога преисподней).



Следует также отметить, что уже при жизни для человека приготавливалось его посмертное лежбище – гробница, которая в большинстве случаев строилась из камня, либо высекалась в скале, так как благодаря этому она могла долгое время сохранять свою прочность. С полной уверенностью можно также сказать, что покойному египтянину удавалось сохранить и некоторого рода бессмертие в земном мире, так как его тело мумифицировалось, что способствовало его долгому хранению без существенных изменений. Мумификация обычно выполнялась специалистом. Этот процесс занимал около 70 дней и проходил следующим образом. Сначала из тела убирались все внутренности, пропитывали его всевозможными благовониями и помещали в обезвоживающий раствор. После этого тело обмывалось, полностью обматывалось лентами виссонного полотна и намазывалось камедью, гипсом или битумом. Для сохранения целостности различных органов и членов тела между этими лентами клали множество маленьких амулетов. На голову мумии (также обвязанную лентами) надевали маску. Внутренности же раскладывали по четырем сосудам под названием «балдахинные», сосуды ставились в ящик и помещались в погребальную яму. Их крышки были сделаны в форме головы человека, шакала или павиана. В одном из этих четырех сосудов находилось сердце, которое после высушивания извлекалось из погребальной камеры и вкладывалось в грудь покойного на свое прежнее место.



Погребальная церемония представляла собой продолжительный процесс, во время которого мумия должна была находиться на катафалке. В сопровождении друзей и семьи усопшего ее перемещали в гробницу. Туда же родственниками заносились различные вещи покойного вплоть до тяжелой мебели, так как это должно было ему пригодиться в загробном мире. Обязанности членов семьи покойного заключались в том, что они должны были периодически посещать гробницу, приносить туда пищу, ухаживать за гробницей в целом.



Среди погребальных ритуалов, пожалуй, самыми важными являлись «Открывание Рта», «Книга Мертвых», ушабти. Первый заключался в прикосновении жреца ко рту, носу, глазам и ушам на маске усопшего для восстановления у него этих чувств. Не стоило также забывать положить рядом с умершим своеобразное руководство по переходу в царство Осириса – «Книгу Мертвых», которая представляла собой сверток папируса, содержащий текст и цветные рисунки. К тому же, следовало помнить о том, что в загробном мире человек не освобождался от работы во благо богов, и в качестве помощи и замены для умершего заготавливались специальные фигурки из фаянса. Они назывались и назывались «ушабти». На теле каждой фигурки была нарисована магическая надпись, с помощью которой ушабти мог заменить хозяина, поработав вместо него. В гробнице находилось 365 ушабти, каждый на один из дней года. Вот такой он загробный рай: и не попадешь туда без «печатного» путеводителя, и без труда не проживешь, хотя можно и замену себе найти.